Приобретение и использование вилочного погрузчика влекут за собой множество затрат. К ним относятся оплата за саму машину, или регулярные кредитные либо лизинговые платежи, плановое и ежедневное обслуживание, ремонты, простои. За весь срок службы общая стоимость эксплуатации техники значительно превысит цифру на ее ценнике.
Опыт показывает, что около 70% эксплуатационных связано с оператором. Это не только прямые расходы на зарплату, но также на повышение квалификации, простои из-за болезни или текучести кадров и многие другие. Например, неопытный, плохо обученный водитель будет работать неэффективно и может причинить вред машине.
Рассмотрим примеры
На диаграмме №1 показаны условные затраты для недорого вилочного погрузчика за 1 млн. руб. Это расходы на:
- покупку (первоначальная стоимость),
- водителя,
- рабочие операции,
- обслуживание,
- простои,
- поломки.
Видно, что затраты, связанные с недорогой машиной, невелики по сравнению с издержками, относящимися к водителю.
Даже для более дорого погрузчика за 2,5 млн. руб. (см. диаграмму №2), расходы, связанные с оператором, почти в два раза выше остальных.
На заработной плате и накладных расходах сильно сэкономить не получится – они «жесткие». Однако дополнительные «мягкие» издержки можно предотвратить. Например, отсутствие водителя или снижение производительности труда из-за усталости.
Вождение складского погрузчика – тяжелая работа. От усталости операторы становятся менее трудоспособными, нуждаются в отпуске или дополнительном отдыхе из-за профессиональных заболеваний, травм, стресса. Можно значительно снизить влияние этих факторов, уделив внимание эргономике и безопасности складской техники и помещений.
Большую роль играет обучение операторов. Оно быстро окупается, поскольку приводит к сокращению поломок, аварий, повышению производительности труда.
В итоге, если хочется снизить затраты на эксплуатацию вилочного погрузчика, то нужно сосредоточиться на «мягких» издержках, связанных с водителем.